Бронхиальная астма: психосоматика. Советы по немедикаментозному преодолению болезни. Пептиды, как помощь и профилактика

17 ноября 2022
0 комментариев

О «тяжелом дыхании», удушье писал еще Гиппократ в своих трудах и Гомер в поэмах. Сегодня заболевание известно, как бронхиальная астма (БА). Это хроническая патология дыхательных путей неинфекционной этиологии, при которой просвет мелких бронхов суживается и человек задыхается. Криз должен быть сразу же купирован, иначе это угрожает развитием астматического статуса.

Статистика и симптомы

Заболевание довольно распространенное, болеет им около 10% населения земли. В России данный показатель составляет до 7% среди взрослых и до 10% среди детей. Распространенность у обоих взрослых полов примерно одинакова. Среди детей мальчики заболевают в 2 раза чаще. Возраст манифестации может быть абсолютно разным. В половине случаев нарушения возникают до десятилетнего возраста, в трети случаев – до сорокалетнего.

Главным признаком астмы является приступ удушья: после короткого вдоха следует тяжелый выдох, сопровождающийся свистящими хрипами. В дыхательном процессе участвует вспомогательная мускулатура плечевой зоны, брюшины, грудной клетки. Больной занимает вынужденную позу, облегчающую дыхание.

У пациента диафрагма напряженно работает, из-за чего возникают боли в грудине и межреберном пространстве. Возможен кашель, отделение мокроты, учащенный пульс, цианоз, головокружение, сонливость из-за гипервентиляции легких.

Астматические приступы развиваются, как реакция на различные аллергены, чаще это растительная пыльца, но могут быть разные резкие запахи.

В этой статье рассмотрим только психосоматический аспект заболевания.

Психосоматика бронхиальной астмы

Луиза Хей, автор многих бестселлеров об исцелении силой мысли с помощью аффирмаций, считала, что астмой может заболеть человек, подавляющий свои чувства, не умеющий их высказывать, живущий для других, а не для себя.

По мнению философа и психолога Лих Бурбо, астматики больше берут от жизни, чем отдают, хотят, чтобы все развивалось по их сценарию, желают, чтобы их видели сильными, находят оправдания себя за инфантилизм.

Какие психологические проблемы в семейных и социальных отношениях, характере человека, его представлении о себе самом могут быть факторами риска, приводящими к возникновению бронхиальной астмы?

Родительский гиперконтроль

Больше всех рискуют заболеть дети, над которыми осуществляется максимальный контроль со стороны родителей. Каждый шаг такого ребенка контролируется, не дается никакой самостоятельности, свобода действий подавляется. Ощущение постоянной подавленности выражается в затрудненном дыхании. Если ребенку поможет психолог, либо после взросления он будет жить отдельно, то приступы пройдут без специфического лечения.

Реальные примеры в разных жизненных ситуациях

Мужчина даже в 50-летнем возрасте не избавился от «нависшего» запрета. С детства его контролировали и запрещали проявлять самостоятельность. Во взрослой жизни он, например, боится купаться в море, когда приезжает туда со своими друзьями, поскольку ему запрещалось это делать в детстве. И это касается разных аспектов. Он чувствует, что ему многое запрещено и обижается на это, считает, что ему не нужна такая жизнь.

Что делать: понять, что не делается ничего преступного или греховного, разрешить себе сделать то, что хочется. Шаг за шагом нужно переубеждать себя, что «мне можно все, что законно, как и остальным людям». Когда блоки начнут сниматься, человек увидит массу возможностей для проявления себя и дыхание облегчится.

У строгих родителей мальчик болеет БА. Но, когда приезжают бабушка с дедушкой, приступы не возникают. Ребенок чувствует их любовь, заботу, внимание.

Что делать: здесь самостоятельно мальчик ничего не сделает. А вот мама с папой должны давать ему больше любви, ласки, понимания, сочетая строгость с любовью.

Нельзя плакать

Плач – важнейшая эмоция человека. Для младенца это чуть ли не единственный яркий способ выразить свои требования. Но, когда малыш подрастает и овладевает речью, некоторые родители считают, что плакать уже нет смысла. Плач раздражает, хочется, чтобы ребенок замолчал. Иногда его откровенно пристыжают: «ты, как будущий мужчина, не должен плакать», «ты же не девочка», «мне за тебя стыдно, ты позоришь меня на людях». Если детям повторять это постоянно, то у них возникает психологический блок на запрет плакать, на то, что это стыдно.

Между тем, при плаче делаются глубокие вдохи и выдохи, происходит хорошая проработка легких. Существует мнение, что мужчины меньше живут потому, что не плачут, не выражают открыто и ярко своих эмоций. Действительно, эмоциональный зажим приводит не только к психоэмоциональной нестабильности, но и к таким грозным патологиям, как астма, инфаркт, невроз. Нужно обязательно проговорить с психологом эту проблему и научиться выражать свои эмоции. Иногда достаточно просто переступить через запрет и разрешить себе эмоционировать.

Внутреннее противоречивое

Очень часто встречается такое явление, когда человек сильно возмущен чем-либо, внутри него буквально все «кричит», но внешне он остается спокойным. Выразить свои чувства он не может в силу своего воспитания, потому, что «стыдно», «так положено», «я покажусь людям слабым» и так далее.

Здесь также «ноги растут» из детства. Контроль со стороны родителей на выражение эмоций, подавление, запрет на собственное мнение. Такая ситуация нуждается в обязательной проработке, поскольку во взрослом возрасте возникнет тревожное расстройство, невроз, фобии или другие нарушения психики, не говоря уже о БА.

Жалко отдавать

Нередко развитие БА связывают с жадностью, причем, необязательно в материальном аспекте, зачастую это эмоциональная жадность. В этом случае работает принцип долженствования: «меня должны любить, восхищаться мной, дарить подарки, заботиться, оказывать всяческую поддержку, но я ничего не должен». Такому человеку нужно учиться любить других людей, дарить свои чувства и материальные подарки.

Зажимание эмоций

Ребенок думает, что он сделал нечто «страшное», постыдное, его за это не простят, он чувствует свою вину, не хочет наказания, поэтому боится признаться. От страха тяжело дышать, происходят спазматические боли в груди.

Когда человек вырастает, чаще всего сама ситуация забывается, а вот последствия остаются. Нужна глубокая психологическая работа, чтобы вытащить на свет причину проблемы.

Выгодно болеть

Это самый парадоксальный фактор развития БА. Казалось бы, кому хочется болеть? Но и такое случается. К этому может привести родительское невнимание, когда мамы или/и папы не реагируют на многочисленные обращения детей, на их просьбы, на потребность элементарной заботы, на необходимость в защите.

Как правило, изначально в качестве способа привлечения внимания используется плач, истерики. Но если и на это не следует реакция, то возникает болезнь. Ведь во время заболевания ребенок получает тот самый уход, любовь, ласку, которые не получал просто так. В школе больной ученик тоже получает свои «плюшки», его отстраняют от занятий физкультурой и каких-то мероприятий, то есть, не нужно лишний раз напрягаться.

После детского периода жизненные установки все равно остаются и действуют в виде астмы. Как только возникают жизненные трудности, то вместо того, чтобы принимать решение, человек «уходит» в болезнь. Поможет смена внутренних установок.

Психосоматический фенотип БА. Коморбидность

Рассмотрим психосоматические причины болезни с точки зрения психических расстройств, которые по мнению многих ученых играют негативную роль в развитии, протекании и прогнозе астмы. К сожалению, в отечественной медицине уделяют мало внимания обсуждению коморбидных состояний при бронхиальной астме.

Депрессия, тревога, панические атаки

Тревожные, депрессивные, панические расстройства у астматиков встречаются чаще, чем у пациентов с другими заболеваниями. Все эти состояния могут одновременно присутствовать у одного человека.

Распространенность депрессии в мире очень велика: 350 миллионов. Она нарушает социальные и семейные отношения, приносит сильные страдания, снижает работоспособность. Больше болеют женщины. Типичные проявления патологии: отсутствие радости и удовольствия от чего бы то ни было, раздражительность, апатия, отсутствие хобби, интереса к работе, головная боль, пессимизм, суицидальные наклонности.

У 20-30% астматиков выявляется депрессия. Проблема в том, что такие пациенты зачастую не выполняют назначение врача, не принимают прописанные медикаменты, что не позволяет контролировать течение БА должным образом и ухудшает прогноз. Причем в большей степени это касается подростков и детей школьного возраста. Данные заболевания приводят к обоюдному усугублению друг друга.

Рекомендации: общаться с друзьями, не игнорировать психологическую поддержку, ежедневно заниматься делами, изучать информацию по своей болезни, посещать группы по поддержке, не стесняться просить о помощи, использовать альтернативные методы (гимнастика, арт-терапия, пептиды). Используя медикаменты и советы врачей, можно держать БА и депрессию под контролем.

Стрессорный фактор

Психологический стресс (ПС) при астме обусловлен тем, что пациент осознает то, что он не сможет полностью исцелиться. В свою очередь биологические механизмы, составляющие основу стресса, утяжеляют течение БА. Особенно это опасно для детей, поскольку влияние стрессорного фактора сохраняется пожизненно, к тому же он увеличивает заболеваемость и частоту обострений. Плюс ПС повышает риски инфекционных, эндокринных, нервных, системных заболеваний.

Алекситимия

При данном состоянии человек неспособен назвать словами переживаемые эмоции. Это является причиной обострений БА более чем у 21% пациентов, а чрезмерные эмоции ухудшают самочувствие 61,1% астматиков.

С алекситимией связано ухудшение показателей спирометрии (оценка дыхательной функции). Основными триггерами являются: открытые конфликтные ситуации, семейные и рабочие проблемы, непринятие обстоятельств при невозможности выражения протеста. Если нет эмоционального выхода, то это может привести к бронхолегочной обструкции.

СДВГ и гиперактивность

При синдроме дефицита внимания человеку трудно концентрироваться, возникает тревога, импульсивность, гиперактивность, которыми сложно управлять. Распространенность составляет до 12% среди детей и до 5% среди взрослых. СДВГ вызывает проблемы в социальной жизни, трудоустройстве, сочетается с другими нарушениями психики (депрессия, невроз) и соматическими расстройствами (конъюнктивит, экзема, аллергический ринит). Дети мегаполисов больше рискуют получить СДВГ.

Взаимосвязь одного и более психических расстройств с БА отмечается многими учеными. Улучшить качество жизни пациента могут не только лекарства, но и КПТ (когнитивно-поведенческая терапия), парафармацевтики такие, как пептидные регуляторы.

Эффективность пептидных биорегуляторов при астме

Пептиды предназначены для регуляции биохимических процессов в организме, при которой происходит восстановление или улучшение сниженных функций разных органов и систем, обновление тканей, омоложение. Натуральные короткие белки, на основе которых производятся препараты, не позволяют развиваться побочным реакциям, как это происходит от фармакологических средств. Их можно включать в профилактические программы, что снижает частоту астматических приступов и их тяжесть.

При БА рекомендуется:

Психоэмоциональную сферу можно стабилизировать с помощью растительного антидепрессанта Феличита, который хорошо показал себя при депрессии, неврозах, нарушении сна, астении. Наилучший эффект препараты дают в сочетанном применении. В комплексе можно использовать одновременно до шести пептидных средств плюс традиционные медикаменты, которые назначил врач.